
Ситуация со свободой слова в Казахстане в 2005 году 
Аналитический доклад  

 
 
1. Общие сведения 
Основными общественными событиями года стали выборы президента РК и  

ратификация Сенатом парламента Международного Пакта  «О гражданских и 
политических правах». Выборы и, более того, подготовка к ним стали основной темой 
казахстанских СМИ и существенно повлияли на ситуацию со свободой слова, усугубив 
все ее противоречия и недостатки. Ратификация же Пакта прошла в череде будничных 
информационных сообщений и не была зафиксирована в сознании населения как важное 
общественное событие.  

 
В 2005 году, в отличие от предыдущих лет, в Казахстане не зафиксировано каких-

либо событий чрезвычайного характера в сфере свободы слова. Так, не наблюдалось 
убийств журналистов при выполнении ими профессиональных обязанностей, поджогов 
офисов редакций. Тем не менее, общественно-политическая атмосфера в сравнении с 2004 
годом видится как более напряженная. Каких-либо законодательных послаблений сделано 
не было, наоборот, под предлогом заботы о национальной безопасности приняты новые 
ограничения. Власть жестко контролировала и пресекала все попытки «излишнего 
вольномыслия».  

Был предпринят ряд действий и законодательных попыток жестко контролировать 
неправительственные, особенно правозащитные организации. Усилилась самоцензура. В 
марте выпускающий редактор павлодарской телекомпании «Ирбис ТВ» Зауре Ахметова 
получила взыскание от своего руководства за то, что допустила выход в эфир репортажа о 
презентации Фондом «Адил соз» результатов исследования «Свобода слова в Казахстане в 
2004 году». Директор телекомпании Юрий Нестеренко на общем собрании коллектива 
заявил, что впредь следует согласовывать с ним репортажи о деятельности 
неправительственных организаций, которые финансируются международными фондами. 

В марте Генеральная прокуратура Казахстана начала комплексную проверку 
работающих в Казахстане 33 крупных неправительственных организаций, которые 
получали зарубежные гранты на разработку общественно значимых проектов по развитию 
институтов гражданского общества. В проверке НПО участвовали сотрудники 
финансовой полиции и налоговой инспекции. В число проверяемых попали такие 
организации, как Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению 
законности, Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», Институт по 
освещению войны и мира (IWPR). В фонде «Адил соз» проверка закончилась в сентябре. 
Почти одновременно началась внеплановая комплексная проверка собственника и издателя 
газеты «Assandi Тimes», тоже по заданию Генеральной прокуратуры. Напомним, около года 
назад издание газеты было прекращено в связи с решением суда о взыскании с редакции 50 
млн. тенге в счет компенсации морального вреда Администрации Президента РК. Поводом для 
судебного разбирательства послужило высказанное публично предположение редакции о том, 
что Администрация Президента причастна к выпуску фальшивого номера  «Assandi Тimes». 

Уже в феврале, выступая на совместном заседании палат Парламента с ежегодным 
Посланием народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и 
политической модернизации», Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сопроводил 
ставшие уже традиционными уверения в приверженности демократическим принципам 
установкой на жесткие ограничения журналистских расследований: «Нужно и в 
дальнейшем последовательно создавать и защищать все необходимые правовые и другие 
условия, обеспечивающие свободу слова, получения и распространения информации. С 
другой стороны, должен быть четкий законодательный заслон против злоупотреблений 
свободой слова… В то же время пора прекратить огульные обвинения государственных 



служащих в коррупции. Если это клевета, то госслужащий должен доказать это через суд. 
Если этого нет, то сигнал должен быть проверен». Ту же мысль он повторил в августе, 
отвечая на вопросы телезрителей в прямом эфире: «Если СМИ, политические партии 
говорят о коррупции, пусть называют фамилии. И тот, кого они называют, должен либо 
подать в суд за клевету, либо должен быть привлечен к ответственности». 

 
Анализ высказываний и действий большинства крупных государственных 

чиновников и общественных деятелей показывает, что власть по-прежнему воспринимает 
средства массовой информации как инструмент агитации и пропаганды, а журналистов – 
как обслуживающий персонал. Наиболее компетентно охарактеризовала эту ситуацию 
председатель исполкома Конгресса журналистов Дарига Назарбаева в выступлении на 4-м 
Конгрессе журналистов Казахстана. Она, в частности, отметила, что образцом для 
казахстанской журналистики является европейская пресса, которая действительно 
контролирует действия власти, «однако евразийские модели госуправления не 
воспринимают СМИ вне сферы пропаганды». «Поэтому нам пока надо принимать такое 
положение как данность и одновременно пытаться изменить эту ситуацию, - заметила она. 
- В частности, необходимо развеять миф, созданный чиновниками, о том, что СМИ 
повинны во всех общественных проблемах - от роста преступности до бездуховности 
молодежи». Также необходимо установить контроль за деятельностью властей, особенно 
на местах, считает Д. Назарбаева: «Зачастую легче охаять президента и премьер-
министра, чем акима «пятипроцентника», потому что он ближе. Такой контроль со 
стороны СМИ особенно претит нашим власть предержащим соотечественникам». 
Мониторинг нарушений свободы слова фонда «Адил соз» подтверждает, что не только 
чиновники всех уровней, но и бизнесмены всех мастей всячески противодействуют 
общественному контролю через средства массовой информации. 

Характерно в этом отношении выступление в апреле депутата Мажилиса Парламента 
Виктора  Егорова на пленарном заседании Мажилиса парламента. Он критиковал 
печатные СМИ, которые, по его словам,  «в погоне за рейтингом и коммерческим успехом 
зачастую забывают о своей огромной воспитательной роли для будущего поколения». 
Депутат подчеркнул, что «отрицательная тематика информационных выпусков, 
недостаток положительной информации, нравственная распущенность печатных СМИ» 
становятся причиной  деградации общего духовного уровня граждан.  

В сентябре Департамент внутренней политики Павлодарской области объявил 
конкурс среди журналистов на лучшее освещение разъяснения, пропаганды и 
продвижения хода реализации основных положений Послания Главы государства народу 
Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической 
модернизации» от 18 февраля 2005 года». Обязательным условием Департамент 
определил наличие в публикациях «глубокой аналитики, зрелой публицистики и 
пропагандистских качеств».  

В июне собственный  корреспондент газеты «Литер» по Южно-Казахстанской 
области  Юрий Елисеев опубликовал статью «Интеллектуальный дастархан», где речь 
шла о проведении «бесед на Шелковом пути». После публикации ему позвонили пресс-
секретарь акима области Кенес Исмаилов и заместитель акима области Бахытжан 
Аширбаев. Чиновники отчитали журналиста за неэтичность: к ним в регион приехали 
почтенные люди, и такой заголовок для материала о столь важном  событии просто 
оскорбителен.  

В апреле начальник пресс-службы ГУВД по Карагандинской области Базарбек 
Шерханов сообщил на пресс-конференции о том, что отныне сводки криминальных 
происшествий журналистам области предоставляться не будут, поскольку журналисты 
освещают только  негативные события.  

Почти анекдотическая ситуация зафиксирована в мае: на заседании Мажилиса 
парламента одна из  женщин-депутатов выразила возмущение тем, что телеоператоры в 

 2



процессе работы поворачиваются к ней спиной. Она потребовала либо вообще убрать 
видеокамеры из депутатского поля зрения, либо заставить операторов работать лицом к 
залу.  

 
Следует отметить, что подлинные владельцы крупных СМИ по-прежнему стараются 

остаться втайне. Официально собственниками практически всех негосударственных СМИ 
значатся различные АО и ТОО. Кто именно входит в эти общества и товарищества, 
неизвестно. Только в конфликтных ситуациях всплывают конкретные имена, например, 
бывший главный редактор газеты «Экспресс К» Игорь Шахнович, покидая свой пост из-за 
разногласий с «кураторами» этого издания, назвал реальным хозяином газеты президента 
Евразийского агропромышленного комплекса Александра Машкевича. Когда бывший 
министр информации, ныне один из лидеров оппозиции Алтынбек Сарсенбаев публично 
назвал Даригу Назарбаеву владелицей медиахолдинга, который надо демонополизировать, 
она уклонилась от публичной полемики. Брошенную экс-министром перчатку подхватило 
агентство «Хабар», которое некогда возглавляла госпожа Назарбаева и владение которым 
молва до сих пор приписывает ей же. Суд взыскал с  А. Сарсенбаева  в пользу «Хабара» 
один миллион тенге компенсации морального вреда, который якобы претерпело это 
юридическое лицо. В Казахстане ежегодно проходят судебные процессы по поводу 
принадлежности СМИ тем или иным крупным государственным служащим. В 2004 и 2003 
годах такие суды инициировал бывший представитель Казахстана в ОБСЕ, кстати, супруг 
Дариги Назарбаевой Рахат Алиев. Во всех зафиксированных мониторингом «Адил соз» 
случаях суды подтверждали непричастность истцов к обладанию какими-либо СМИ.  

Ближе к выборам в общении власти со СМИ стал преобладать ультимативный тон. В 
сентябре Генеральная прокуратура РК распространила заявление, в котором объявила о 
намерении ужесточить  надзор за соблюдением законодательства в средствах массовой 
информации в соответствии с указом президента «О мерах по реализации избирательных 
прав граждан РК». «Предстоящие выборы президента РК накладывают на средства 
массовой информации и журналистов дополнительную гражданскую и юридическую 
ответственность», - подчеркивается в заявлении. По сведениям Генпрокуратуры, «в 
последнее время в публикациях отдельных СМИ наблюдается тенденция преднамеренной 
дискредитации граждан: «некоторые СМИ пользуются неподтвержденной какими-либо 
фактами информацией, дискредитирующей граждан РК, занимающих ответственные 
государственные должности, либо претендующих на их занятие. Кроме того, отмечаются 
факты незаконных выпусков СМИ, распространения клеветнической, провокационной и 
не соответствующей действительности информации, а порой и сведений, составляющих 
охраняемую законом тайну». 

В ноябре пресс-служба КНБ РК распространила релиз, в котором выразила 
озабоченность по поводу регулярного появления в отдельных печатных СМИ и на веб-
сайтах материалов, направленных на дискредитацию органов национальной безопасности. 
В документе, в частности, сказано: «Представители движения «За справедливый 
Казахстан» и журналисты аффилированных с ними средств массовой информации, как 
правило, не оставляют без комментариев ни один инцидент с лицами, причастными к 
общественной деятельности, практически каждый из которых пытаются в той или иной 
степени «привязать» к спецслужбам». Таким образом, по мнению КНБ, они «вместо 
цивилизованной политической деятельности провоцируют конфликтные ситуации между 
властью и оппозицией, пытаются создать условия для того, чтобы обвинять руководство 
страны в недемократичности». «Органы национальной безопасности Казахстана в 
соответствии с Конституцией и законами страны будут пресекать любые попытки, 
направленные против интересов граждан, общества и государства», - подчеркивается в 
пресс-релизе. 

 

 3



С этими наблюдениями гармонично сочетаются данные социологических 
исследований. Так, экспертный опрос, проведенный Независимым аналитическим 
Центром социальных технологий, показал, что лишь 33,7% респондентов дали 
положительный ответ на вопрос  «Можно ли сказать, что в 2005 году по сравнению с 2004 
годом возрос уровень свободы слова», а 53,3 % ответили отрицательно. Согласно 
исследованию, проведенному в марте Ассоциацией социологов и политологов Казахстана, 
доверяют новостям местных телеканалов в среднем  35,1% казахстанцев.  Больше трети 
респондентов (36,2%) считают, что телевидение показывает нашу жизнь лучше, чем она 
есть, у 3% респондентов – противоположное мнение.   
 

 
2. Гибель журналистов 
В 2005 году, по данным фонда «Адил соз», в стране погибло 9 журналистов (в  

2004-м – 2). Четверо из них стали жертвами дорожно-транспортных происшествий, трое 
погибли в результате несчастных случаев, один покончил собой по мотивам личного 
характера.  

Обращает на себя внимание гибель выпускающего редактора газет «Комсомольская 
правда Казахстан» и «Известия Казахстан» Виктора Холодова. В ночь с 24 на 25 июня он 
пришел в издательство «Дауир» для вывода фотопленок и вызвал лифт. Лифт оказался 
неисправен – дверь открылась, но кабина не пришла. В неосвещенном коридоре Виктор не 
разглядел этого и упал в шахту. В. Холодов скончался до приезда врачей скорой 
медицинской помощи. Известно, что это не первый случай подобной гибели в 
издательстве. 

 
3. Нападения на журналистов и работников СМИ  
Мониторингом фонда «Адил соз» зафиксировано 22 факта нападения на 

журналистов и сотрудников СМИ (в 2004 году – 14). Девять из них пострадавшие 
связывают со своей профессиональной деятельностью. 

В Талдыкоргане  в редакции газеты «Алатау» на своем рабочем месте был избит 
журналист Жукел Хамай. По словам журналиста, утром 18 мая он, как обычно, писал  
статью, когда вошел незнакомый пожилой  мужчина и, не представляясь, начал грубо 
критиковать опубликованные в газете стихотворения Хамая, посвященные отчизне. 
Журналист попросил «критика» покинуть  помещение,  но незнакомец набросился на него 
с кулаками. Сотрудники газеты, услышав шум, подоспели на выручку. На следующий 
день полицейские установили личность хулигана. Им оказался преподаватель начальной 
военной подготовки в одной из школ города, в свободное время увлекающийся 
стихотворчеством.  

27 августа помощник главного редактора газеты «Алтын гасыр» (г. Атырау) 
Кажымурат Абилкалиев привез для распространения газету «Алтын гасыр» в поселок 
Геолог Атырауской области. Он был жестоко избит четырьмя неизвестными. Нападавшие 
не найдены.  

13 сентября добровольный помощник этой же редакции 18-летний Азамат Доспанов 
также был жестоко избит четырьмя неизвестными, в результате чего получил тяжелую 
черепно-мозговую травму и повреждение 4-х позвонков. Главный редактор газеты 
«Алтын гасыр» Жумабай Доспанов, известный в Казахстане оппозиционер, связывает эти 
два инцидента со своей политической и профессиональной деятельностью. 

В ночь с 5 на 6 октября был жестоко избит у своего дома спортивный журналист, 
шеф отдела футбола газеты «PROспорт» Гений Тулегенов.  Журналист получил  
множественные ушибы, сотрясение мозга, растяжение сухожилий. «Кому-то очень 
хотелось, чтобы я выбыл из строя накануне командировки в Грузию, где сборная 
Казахстана по футболу проведет следующий матч. Те, кто избивал меня, или их заказчики 

 4



думали, что я попаду в больницу и пропущу это событие. Меня хотели таким образом 
наказать, заставить замолчать», - заявил журналист. 

1 октября в 22.20 незнакомый мужчина позвонил в дверь квартиры  главного 
редактора газеты «Регион плюс» (г. Капшагай Алматинской обл.) Михаила Мысикова и 
настоятельно попросил его выйти, сказав, что хочет конфиденциально сообщить очень 
важную и срочную информацию. Когда журналист вышел на лестничную площадку, 
незнакомец ударил его в лицо чем-то острым, метя в глаз, но промахнулся и рассек веко, 
после чего скрылся.  

На следующий день около полуночи неизвестные ударом с расстояния разбили 
стекло балконной двери в квартире корреспондента этой же газеты Владимира Тарана. 
Прибывшие по вызову полицейские изъяли  резиновый предмет, разбивший стекло, но не 
составили акта изъятия и посоветовали журналисту  не писать заявление. 

Оба журналиста связывают нападения со своей профессиональной деятельностью. 
Газета «Регион плюс» издается с января 2005 года, Михаил Мысиков – ее собственник и 
главный редактор. В ней печатается много критических материалов о деятельности 
местной исполнительной власти.  

8 ноября съемочная группа ТРК «31 канал» поздно вечером подъехала к медресе им. 
Шакарима, чтобы получить  комментарий о попытке суицида одного из слушателей  
духовной школы. Из дома вышел мужчина и сообщил, что в медресе никого нет. Когда 
репортеры стали собирать оборудование, к ним вышли двое неизвестных  и потребовали 
отдать видеокассету. Завязалась потасовка. Из медресе на помощь выбежали еще около 
десятка парней. Они скрутили руки журналисту Азату Рыстанбеку и оператору Ринату 
Фазылбаеву и силой изъяли пленку. Дежурный Ауэзовского РОП отказался принять 
заявление о нападении у журналиста Азата Рыстанбека. Только на следующий день в 
такое заявление было принято в Департаменте внутренних дел Алматы.  

В Алматы 27 ноября  во время съемок пожара на рынке «Акжар» неизвестные 
избили оператора программы «Рейдер» Асета Кундакбаева. Он получил многочисленные 
ушибы, камера пришла в негодность. В Жетысуском РУВД Алматы возбуждено 
уголовное дело по факту самоуправства и умышленного повреждения чужого имущества.  

Следует отметить, что ряд нападений произошли, когда журналисты в вечернее или 
ночное время возвращались с работы (оператор видеомонтажа телекомпании «Отырар», 
Сергей Константинов, г. Шымкент; корреспондент республиканской газеты «Литер» 
Александра Алехова, г. Алматы; корреспондент еженедельника «Вести Сарыарки» 
Андрей Лысенко, г. Караганда; собственный корреспондент газеты «Литер» по Южному 
Казахстану Юрий Елисеев).  

 
4. Аресты и задержания журналистов 
В 2005 году, по данным мониторинга «Адил соз», было задержано 18 журналистов. 

Четверо из них по решению суда провели за решеткой по 5 суток. 
Корреспондент газеты «Азат» Казис Тогузбаев, обвиненный в организации 

несанкционированного митинга, все пять суток административного ареста  держал сухую 
голодовку в знак протеста против несправедливого решения суда. В период своего 
пребывания в спецприемнике К. Тогузбаев был полностью изолирован от любых 
контактов. К нему не допустили даже сына, узнавшего об аресте отца и прилетевшего 
специально для встречи с ним из Москвы. 

В декабре по пять суток административного ареста с дальнейшим выдворением за  
пределы Казахстана  получили украинские журналисты Назарий Зелинко, Игорь 
Легкодымов и Виктор Штепа. Накануне, 30 ноября в 8 часов вечера миграционная 
полиция уведомила их о сокращении срока пребывания до 2 декабря. На следующий день 
журналисты составили жалобу на  незаконное, по их мнению, решение миграционной 
полиции и утром 2 декабря принесли ее в Алмалинский районный суд. Секретарь суда 
объявила им, что в суде неприемный день, и не приняла жалобу. После очередной 

 5



консультации с казахстанскими правозащитниками утром 3 декабря журналисты пришли 
в управление миграционной полиции с заявлением о продлении срока нахождения в 
Казахстане. Однако вместо ответа они были задержаны, поскольку к тому времени на 10 
часов превысили срок своего пребывания (согласно предписанию, которое они не успели 
обжаловать). Административные материалы по факту невыезда в определенный срок 
были переданы в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы.  
Суд счел их виновными в нарушении правил пребывания в стране. Консулу Украины в РК 
Сергею Шидловскому было отказано в просьбе отдать молодых людей ему на поруки, 
чтобы он на посольском автомобиле вывез их в тот же день за пределы Казахстана.   

2 сентября корреспондент турецкого информационного агентства «Ихлас» Калман 
Косжигит, корреспонденты и представители ряда казахстанских изданий, в т.ч. 
телеоператор телеканала «Казахстан-1» и фотокорреспондент газеты «Дала мен кала» 
были задержаны у центральной мечети города Алматы. Причиной задержания послужило 
то, что они вели фото- и видеосъемку и аудиозапись  группы молодых людей, которые 
пытались сделать публичное заявление религиозного характера. Невзирая на попытки 
Калмана Косжигита объяснить представителям полиции, что он является иностранным 
журналистом, и предъявленные документы (в том числе  аккредитацию, выданную МИД 
РК), полицейские  отобрали у него видеокамеру, задержали его и доставили в Медеуский 
РОП. Там его заставили написать объяснительную, с какой целью и почему он находился 
в мечети, что видел и т.д. После этого журналиста отпустили и вернули ему камеру, 
однако вся видеозапись была стерта. Свои действия полицейские объяснили тем, что 
молодые люди, организовавшие несанкционированный митинг, принадлежат к 
религиозной организаций «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена в 
Казахстане. 

В Шымкенте в сентябре съемочные группы телеканалов «31 канал» (Марат 
Боранбай, Расл Оразбаков) и «Отырар» (Нурлан Жанабай, Константин Исупов) снимали 
митинг сторонников движения «Хизб-ут-Тахрир», происходивший у центральной мечети 
Шымкента на площади Ордабасы. Сотрудники прокуратуры настоятельно попросили 
журналистов и операторов проехать вместе с ними в областную прокуратуру. При этом от 
предложения было невозможно отказаться – журналистов сопроводили до машины, 
крепко и недружелюбно держа под руки. По словам задержавших, руководство  
прокуратуры хотело посмотреть снятый материал. С журналистами ТК «Отырар» 
беседовал заместитель областного прокурора Берик Асылов, который настоятельно 
рекомендовал воздержаться от показа материала в ближайшие два дня. Он даже позвонил 
руководителю ТК «Отырар» Валентине Куликовой с той же просьбой. После этого 
съемочную группу «Отырара» отпустили. Журналистам ТК «31 канал» было высказано 
аналогичное предложение, но продержали их в областной прокуратуре около двух часов.    

5  сентября в Костанае полиция задержала корреспондента «Нашей газеты» Булата 
Мустафина, который по заданию редакции пришел к офису Костанайского филиала 
народной партии «Алга!», где отряд особого назначения проводил операцию по поиску 
взрывного устройства. По информации сотрудников полиции, к ним поступил анонимный 
звонок о заложенной в здании бомбе. Журналиста не пропустили за оцепление. Бомбу 
полицейские не обнаружили, но в одном из кабинетов обнаружили 58 экземпляров 
очередного номера газеты «Сеть.kz» и изъяли их, объявив, что газета запрещенная. Булат 
Мустафин снимал на фотокамеру ход операции. Журналиста вынудили уничтожить 
сделанные фотографии и продержали три часа «для выяснения личности». По словам 
пресс-секретаря Департамента внутренних дел Костанайской области Елены Кашариной, 
Булат Мустафин был задержан совершенно законно. Он, как утверждают полицейские, 
пытался пройти за оградительную линию, за которой работала группа криминалистов. 
Дважды ему были сделаны замечания, на которые журналист не реагировал. Кроме того, 
Мустафин не подчинился требованию полицейских покинуть место происшествия, 

 6



поэтому и был задержан на три часа для установления личности и выяснения 
обстоятельств.  

26 сентября во время пикета участников  демократического блока «За справедливый 
Казахстан» у здания Центра ОБСЕ в Алматы были задержаны и препровождены в 
Алмалинский РУВД корреспонденты газеты «Соз» Людмила Экзархова и оператор 
Интернет-портала «Stan.kz» Ерлан Куанышбаев, освещавшие данную акцию. После 
объяснительной, которую журналисты написали в РУВД, их отпустили без предъявления 
обвинения.   

В Талдыкоргане 3 декабря миграционная полиция на несколько часов задержала 
украинского журналиста Ярослава Нарольского, приехавшего в Казахстан для освещения 
выборов президента РК. Полиция объяснила причину задержания выяснением законности 
пребывания журналиста в Казахстане. 

19 октября пресс-служба движения «За справедливый Казахстан» распространила 
сообщение о том, что здание офиса в Алматы оцеплено полицейскими, которые пытаются  
ворваться на территорию ЗСК и провести обыск. По этому сообщению на место событий 
прибыли журналисты различных изданий. Пять журналистов: Сая Исса (газета «Свобода 
слова»), Олеся Гасанова и Алман Нурдос (интернет-портал «Stan.kz»), Руслан Сапабеков 
(газета «Жума таймс), Ельдес Мырзахметов (газета «Соз - Республика»), Нурлан 
Дауренбеков (оператор пресс-службы ЗСК) были задержаны полицией и  доставлены в 
Медеуское РОВД. У оператора изъяли кассеты, журналистов интернет-портала «Stan.kz» 
заставили стереть с видеоносителей все кадры, касающиеся  полиции. Адвоката к  
журналистам не допустили. Представителей прессы освободили спустя два часа после 
задержания. 

 
Только в одном из зафиксированных прецедентов незаконное задержание 

журналиста получили должную оценку. В мае корреспондента газеты «Закон и 
правосудие» Дениса Конюшихина (г. Тараз) задержали на улице полицейские и в грубой 
форме потребовали предъявить документы. Несмотря на то, что журналист предъявил 
удостоверение личности, его отвели в участок, где продержали час. В результате Денис 
опоздал на встречу с интервьюируемым. Конюшихин обратился с жалобой в Управление 
собственной безопасности УВД Жамбылской области по факту нетактичного поведения 
самого активного инициатора задержания М. Жаналиева. В течение недели Д. 
Конюшихин получил официальный ответ от начальника Управления собственной 
безопасности УВД Б. Намазбаева, в котором сообщалось, что сотрудник отдельного 
батальона патрульной службы УВД Жаналиев «обсужден в коллективе и за нетактичное 
обращение с гражданами строго предупрежден». 

 
5. Реформирование законодательства 
В ноябре Сенат парламента РК ратифицировал Международный Пакт о гражданских 

и политических правах. Статья 19 Пакта гласит:  
 «1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право 

включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи 
независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или 
художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. 

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает 
особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, 
сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены 
законом и являться необходимыми: 

а) для уважения прав и репутации других лиц; 
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или 

нравственности населения». 

 7



Декларация 7-ой Центральноазиатской Конференции СМИ в Алматы, 
состоявшейся по инициативе представителя ОБСЕ по свободе слова в октябре, дала 
следующие рекомендации: 

Правительствам следует предпринять меры по смягчению законодательства и 
нормативного регулирования в области государственных секретов, которые 
необоснованно ограничивают доступ к информации. Государствам следует принять и 
привести в исполнение комплексные законодательные акты о свободе информации, 
которые способствуют максимальному доступу общества и СМИ к закрытой информации. 
Необходимы дальнейшие усилия по выводу из уголовных кодексов статей, касающихся 
обвинений в диффамации. Следует законодательно разграничить понятия оскорбления 
частных и общественно значимых лиц с тем, чтобы обеспечить широкое обсуждение 
вопросов, представляющих общественный интерес. Размеры штрафов, налагаемых 
судебными органами на СМИ, не должны вести к банкротству последних. 

 
К сожалению, реальных шагов по совершенствованию внутреннего 

законодательства и приведению его в соответствие с международными нормами в 2005 
году не наблюдалось. Правда, в проекте закона РК «О внесении изменений и дополнений 
в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части)», внесенным в 
Мажилис парламента, предусматривается ответственность за сведения, выраженные в 
неприличной форме. Судя по этому, правительство готовится вывести оскорбление из 
категории уголовных преступлений. Приветствуя эту инициативу, нельзя не 
констатировать, что декриминализация оскорбления мало что изменит в реальности – 
судебных дел такой категории единицы, в 2005 году их в отношении журналистов вообще 
не наблюдалось.  

В течение года неправительственные организации – Конгресс журналистов 
Казахстана, Фонд защиты свободы слова «Адил соз», Национальная Ассоциация 
телерадиовещателей, Центр поддержки СМИ – занимались разработкой и 
совершенствованием нового законопроекта «О средствах массовой информации». Он был 
презентован в марте на пресс-конференции. Впервые в отечественном законодательстве 
этот законопроект предусматривает уведомительный порядок учета СМИ; исключение 
уголовной ответственности журналиста за клевету и оскорбление;  месячный срок 
исковой давности по спорам о защите чести и достоинства; взимание государственной 
пошлины в размере 5 % от суммы заявленных требований по компенсации морального 
вреда. В июне Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества 
при президенте РК (НКВД) одобрила проект и рекомендовала внести его в Мажилис 
парламента для рассмотрения, однако это так и не было сделано.  

Зато в Мажилис парламента РК внесен был внесен проект закона Республики 
Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты 
Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности». Он 
предусматривал усиление ответственности за экстремистскую и террористическую 
деятельность и под этим предлогом  значительно расширял перечень случаев 
злоупотребления свободой слова. Проект предусматривал также приостановление 
деятельности СМИ актом прокурора до его обращения в суд с соответствующим иском. В 
дальнейшем эта норма была исключена. 8 июля закон «О внесении изменений и 
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам 
обеспечения национальной безопасности» вступил в силу. 

Этот закон ужесточает контроль за функционированием партий, СМИ и 
неправительственных организаций. Ужесточается наказание за нарушение 
телекомпаниями 50-процентной нормы вещания на государственном языке, вплоть до 3-
месячного приостановления выпуска СМИ. Также определена ответственность 
журналистов за публикацию информации, раскрывающей технические приемы и тактику 

 8



антитеррористических операций. Кроме того, новый закон запретил иностранцам 
занимать должности главного редактора СМИ. 

Нужно заметить, что запрещение нанимать иностранцев на должность редактора 
было закреплено еще в законопроекте «О средствах массовой информации», 
разработанном правительством в 2002 году и признанном неконституционным в 2004-м. 
Оно вызывало острую критику со стороны журналистов и общественности. Однако 
введение этой нормы в ранг закона показало, что никакого практического действия она не 
имеет. Главный редактор газеты «Республика», гражданка России Ирина Петрушова, ради 
отстранения которой, по общему мнению, эта норма и предлагалась, теперь  стала 
именоваться председателем редакционного совета – точно так же, как главный редактор 
газеты «СолДАТ», позднее «Жума таймс», Ермурат Бапи, лишившись по суду права 
заниматься издательской деятельностью, стал именоваться главным читателем газеты. 

В мае Президент подписал Указ «О кодексе чести государственных служащих 
Республики Казахстан». Этот документ,  в частности, предписывает: 

«Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа 
осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами 
государственного органа. 

Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение  по 
вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не 
соответствует основным направлениям политики государства. 

В случае публичных обвинений государственного служащего в коррупции ему 
следует принять меры по опровержению этих обвинений, в том числе в судебном 
порядке». 

Иллюстрацией практических последствий этого Указа может служить судебное 
заседание в том же месяце по иску Департамента финансов Западно-Казахстанской 
области к ТОО «Журналистская инициатива». Юрист департамента Ж. Талапкалиева 
сообщила на нем, что согласно Указу президента «О кодексе чести государственных 
служащих» служащих департамента обязывают предъявлять судебные иски к СМИ за 
негативное освещение деятельности госорганов и госслужащих. А в декабре в суд 
обратился руководитель отдела Департамента внутренней политики Западно-
Казахстанской области М. Сапашев с иском о защите чести и достоинства к редакции 
газеты «Уральская неделя» и корреспонденту Лукпану Ахмедьярову. Оспариваемая им 
публикация «Индульгенция на беззаконие» была написана на основании  официального 
письма из ГОВД, в котором сообщалось, что «противоправные действия Сапашева 
установлены». Сапашев обратился в суд спустя четыре месяца, когда дисциплинарный 
совет  потребовал от него доказательств невиновности, для того, чтобы решить вопрос, 
освобождать ли его от должности.   

 
Среди других законодательных новаций года следует отметить Постановление 

правительства от 26 августа 2005 года «О среднесрочном плане социально-
экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы» (второй этап). В 
разделе плана, посвященном развитию культуры, информации, архивного дела, туризма и 
спорта, приоритетной задачей называется, в первую очередь, информационно-
пропагандистское обеспечение реализации Стратегии «Казахстан-2030», основных 
программных документов Президента и Правительства РК, для чего предписывается 
проводить на более высоком и профессиональном уровне организационно-
пропагандистские мероприятия в средствах массовой информации; улучшить качество 
производимых телерадиокомпаниями программ об экономической, политической и 
культурной жизни Казахстана; расширить сеть распространения национальных 
телеканалов; увеличить общий объем вещания на государственном языке. 

21 сентября вышло Постановление правительства «Об утверждении Плана 
развития акционерного общества «Национальная компания «Казахское информационное 

 9



агентство» на 2005-2007 годы». Главной задачей этого информагентства названо 
«информационное сопровождение внешней и внутренней политики страны, 
формирование и поддержка положительного имиджа Казахстана на мировом 
информационном пространстве». 

Таким образом, законодательные новации привели к еще большему ограничению 
свободы слова и подмене информационных функций СМИ пропагандистскими. 

  
          6. Обвинения в совершении уголовных преступлений 

 
Система принципов, основанных на международном праве и сравнительном 

правоведении, «Определение клеветы: принципы свободы слова и защита репутации», 
разработанная организацией «Артикль 19» и одобренная специальным докладчиком ООН 
по свободе выражения мнения и свободе слова, представителем ОБСЕ по вопросам 
свободы СМИ и другими, определяет, что законы, предусматривающие уголовную 
ответственность за клевету, противоречат гарантированному праву на свободу слова. 
Объявление какого-либо деяния преступлением ясно говорит о наличии государственного 
интереса в осуществлении контроля над деятельностью, что ставит на это деяние 
определенное социальное клеймо. Во многих странах влиятельные лица злоупотребляют 
законами, предусматривающими уголовное наказание за распространение сведений, 
порочащих честь и достоинство, с целью ограничения критики и подавления 
общественных споров. Кроме того, считается непреложным, что публичные деятели 
должны пользоваться меньшим, а не большим правом на защиту личных 
неимущественных прав. 

Уголовный кодекс Казахстана включает две статьи по защите чести и достоинства 
обычных граждан – ст. 129 «Клевета», ст. 130 – «Оскорбление»,  и четыре – по защите 
прав высоких должностных лиц: ст. 318 устанавливает ответственность за посягательство 
на честь и достоинство Президента РК; ст. 319 - за посягательство на честь и достоинство 
депутата; ст. 320 - за оскорбление представителя власти; ст. 343 – за клевету в отношении 
судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава и исполнителя.  

 
В 2005 году зафиксировано 3 судебных дела по обвинению в клевете. Несмотря на 

то, что в последние годы никто из журналистов не подвергался лишению свободы по 
обвинению в клевете, сама возможность такого наказания имеет устрашающий эффект, 
усиливает самоцензуру и объективно препятствует свободе слова. 

 
Полностью оправдана шеф-редактор газеты «Труд Казахстан» Гульнара Рахметова. 

Поводом послужила опубликованная 14 ноября 2004 года статья  Рахметовой «Квадратура 
квартирного круга», где речь шла о том, что пасынок 86-летней женщины пытался 
объявить ее недееспособной, чтобы завладеть квартирой. 

Дело по обвинению в клевете главного редактора газеты «Моя собака» Натальи 
Дровосековой закончилось на досудебной стадии, где заявители отказались от 
предъявленных обвинений. 

Два депутата районного маслихата и две сотрудницы районного Дома милосердия 
Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области признаны виновными и получили 
по одному году лишения свободы  условно с испытательным сроком на один год. Их вина 
состояла в том, что они вместе с обитателями Дома милосердия рассказали журналистам 
телеканала «Казахстан», как заместитель акима Тюлькубасского района Южно-
Казахстанской области Кайрат Мендыбаев обирает живущих здесь стариков.  

 
Трижды возбуждались дела по ст. 318 – посягательство на честь и достоинство 

Президента РК. 

 10



2 февраля Департамент КНБ по Алматы и Алматинской области возбудил уголовное 
дело по факту публикации «Пора знать, кого выбирать» в газете «ДАТа недели - Жума 
таймс». Статья, прогнозирующая ход предстоящих выборов президента страны, была 
написана в форме памфлета, под подозрение попала фраза «Нашим кандидатом будет 
Ненурсултан Неабишевич Неназарбаев». Далее в таком же гротескном ключе была 
описана биография гипотетического кандидата. Было проведено предварительное 
следствие. Уголовное дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления.  

В феврале департамент Комитета национальной безопасности по Павлодарской 
области возбудил уголовное дело по статье 318 УК РК по факту публикации 7 сентября 
2004 года в газете «Вести Павлодара» обращения Заманбека Нуркадилова  к народу 
Казахстана. Сотрудники Комитета национальной безопасности провели опрос бывших 
сотрудников газеты, которая была закрыта решением учредителей в октябре 2004 г. Дело 
прекращено на стадии предварительного расследования. 

В июне Медеуский районный суд Алматы признал Заманбека Нуркадилова 
виновным в публичном посягательстве на честь и достоинство президента Казахстана и 
приговорил его к штрафу в размере 485 500 тенге (около 4000 долларов США). С 
заявлением по обвинению З. Нуркадилова  обратился в суд Алматинский Департамент 
КНБ. Поводом стала публикация в газете «Казахстан» выступления З. Нуркадилова на 
пресс-конференции, посвященной трагической гибели журналиста Асхата Шарипжанова в 
2004 году.  Согласно публикации, Заманбек Нуркадилов якобы обвинил Нурсултана 
Назарбаева в причастности к смерти журналиста. Суд принял во внимание заявление 
подсудимого, что публикация на казахском языке была редакционной статьей и лишь 
подписана его именем. Однако суд счел, что на пресс-конференции, проводившейся на 
русском языке, Нуркадилов сделал аналогичное заявление. Нелишне уточнить, что 
Заманбек Нуркадилов, давний политический оппонент Назарбаева, в декабре 2005 года 
погиб в результате трех выстрелов в грудь и в голову, что по официальной версии 
следствия являлось самоубийством. 

Уголовные преследования по обвинению в посягательстве на честь и достоинство 
президента и, тем более обвинительные приговоры  по этим делам фиксируются из года в 
год и, несмотря на их количественную незначительность,  привели к тому, что публичная 
критика деятельности высших лиц государства де-факто отнесена к числу «запретных 
тем». 

 
Письма читателей, обсуждавших инициативу акимата переименовать город Уральск в 

Акжайык, опубликованные в газете «Уральская неделя», стали предметом проверки на предмет 
наличия признаков разжигания межнациональной розни. Такое предписание сделала 
Управлению внутренних дел Уральска областная прокуратура. Психолого-лингвистическая 
экспертиза таких признаков не выявила.  

 
 
7. Преследования СМИ и журналистов в гражданско-правовом порядке  
В 2005 году зафиксировано 118 обвинений СМИ и журналистов в нарушении 

личных неимущественных прав. 59 из них – обвинения в унижении чести и достоинства. 
По сравнению с 2004 годом ситуация практически не изменилась. По-прежнему 

большинство исков о защите личных неимущественных прав вызваны критическими 
публикациями о служебной деятельности конкретных государственных служащих и 
ведомств в целом. Авторы исков – служащие и руководители департаментов и акиматов, 
судьи, депутаты. Опровергались сведения, мнения, цитаты, художественные образы.  

Судья Алматинского областного суда Лукмат Мерекенов обратился в городской суд 
Талдыкоргана с иском о нарушении авторских прав и о защите чести и достоинства к 
газете «Вечерний Талдыкорган». По мнению истца, газета без его согласия не имела права 
цитировать его статью и использовать его фотопортрет, опубликованные перед этим в 

 11



«Юридической газете». Городской суд частично удовлетворил требование областного 
коллеги, взыскал с редакции 190 тысяч тенге, обязал опубликовать опровержение и 
принести извинения судье Мерекенову. 

Депутат Мажилиса парламента Серик Абдрахманов  потребовал от газеты «Жас 
Алаш» опровергнуть 7 публикаций, сделанных в 2003-2004 годах. Специалисты Центра 
экспертиз при Министерстве юстиции РК признали пять из семи, а специалисты 
Общественного центра независимой экспертизы при Фонде «Адил соз» - шесть из семи 
публикаций не сведениями, а оценками и мнениями. Редакция предоставила на суде 
документы,  подтверждающие получение С. Абдрахмановым в бытность его 
руководителем Фонда «Елим-ай» кредитов и невозвращение их государству. Тем не 
менее, суд признал газету «Жас Алаш» и журналистов Руслана Ербота и Ерика Рахима 
виновными в распространении сведений, не соответствующих действительности.  

Читатель газеты «Уральская неделя» назвал председателя городской ономастической 
комиссии А. Зинулина ограниченным и недалеким. Редакция опубликовала письмо под 
рубрикой «Есть мнение». Господин Зинулин, являясь одновременно заместителем акима 
Уральска, потребовал через суд опровержения  и компенсации морального вреда - по 10 
миллионов тенге с редакции и автора письма.  

Собкор газеты «Время» по Жамбылской области Галина Выборнова в публикации 
«Голодовка» привела утверждения работников ОАО «Казфосфат» о том, что у них нет 
уверенности  в получении причитающихся им пособий по случаю утраты здоровья, так 
как  на расчетный счет предприятия наложен арест. Руководство «Казфасфата» обиделось 
и потребовало опровержения сведений, порочащих их деловую репутацию. 

Пожалуй, трепетнее всех отнесся к своим чести и достоинству первый секретарь ЦК 
Гражданской партии Азат Перуашев. Он потребовал от газеты «Время» опровергнуть 
утверждение, содержащееся в иронической заметке Сапы Мекебаева «Душевные терзания 
брачного афериста» - о том, что якобы «Азат Перуашев… отказал даже лидеру «Асара» 
Дариге Назарбаевой…». Редакция газеты поместила опровержение. 

 
Моральные страдания, если верить искам, испытывали, помимо чиновников и 

предпринимателей, банки, государственные казенные и частные коммерческие 
предприятия, котельные, ТОО, АО и пр. Районная котельная № 2 города Кокшетау, 
например, заявила, что настрадалась от двух публикаций  журналиста Сергея 
Харитоненко в газете «Курс» - о прорыве тепловых сетей и о несоблюдении теплового 
режима энергоснабжающей организацией – ровно на 10 миллионов тенге. А гражданин 
Борис Годунов, прежде заявлявший иски в триллионы тенге, в 2005 году стал оценивать 
свои моральные страдания в квадрильоны. 

Международные нормы, относящиеся к денежной компенсации, включают в себя 
следующие положения: 

1. Денежное возмещение присуждается лишь в том случае, если нематериальные 
средства судебной защиты являются недостаточными для компенсации ущерба, 
нанесенного в результате клеветы. 

2. При оценке суммы присуждаемого ущерба, помимо прочего, должен 
учитываться потенциальный охлаждающий эффект, оказываемый судебным решением на 
концепцию свободы слова. Денежное возмещение никогда не должно быть 
несоразмерным объему причиненного ущерба и должно учитывать все нематериальные 
средства судебной защиты, а также сумму компенсации, присужденной как результат 
других видов гражданских правонарушений. 

3. Компенсация за фактический финансовый либо материальный ущерб, 
нанесенный в результате диффамации, должна присуждаться лишь в том случае, если 
сумма ущерба конкретно установлена. 

4. Объем компенсации, которая может быть присуждена за нематериальный 
нанесенный репутации ущерб, т.е. ущерб, который не может быть измерен в денежном 

 12



исчислении, должен иметь максимально установленный предел, который, в свою очередь, 
должен применяться лишь в наиболее серьезных случаях. 

5. Денежная компенсация, выходящая за рамки возмещения ущерба, нанесенного 
репутации, должна применяться в качестве исключительной меры, и лишь тогда, когда 
истец доказал, что ответчик совершал свои действия, зная о ложности своих заявлений и 
имея определенную цель, а именно нанести ущерб истцу. 

Гражданский кодекс РК не устанавливает для требований о защите чести и 
достоинства сроков исковой давности, госпошлина по таким спорам составляет половину 
МРП (около $3) независимо от требуемой суммы возмещения морального вреда. При этом 
пункт 6 статьи 143 Гражданского кодекса и пункт 4 статьи 19 Закона о средствах массовой 
информации предусматривают, что гражданин или юридическое лицо, в отношении 
которого распространены сведения, порочащие его честь и достоинство, вправе наряду с 
опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда. 
Пунктом 3 статьи 951 Гражданского кодекса предусмотрено право на получение 
возмещения морального вреда, в случае, если будет установлен факт распространения 
сведений, порочащих честь и достоинство, независимо от наличия вины ответчика. Какой-
либо регламентации верхних пределов компенсации законодательство не содержит. 
Присуждаемые суммы компенсации морального вреда по-прежнему несоразмерно велики, 
не соответствуют доходам СМИ и уровню жизни в республике и нередко приводят к 
разорению издания. Таким образом, нормы защиты личных неимущественных прав в 
системе действующего законодательства Казахстана существенно противоречат принципу 
свободы слова.  

 
8. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 
Законодательство Казахстана квалифицирует воспрепятствование законной 

профессиональной деятельности журналистов как уголовное преступление. Статья 155 
Уголовного Кодекса РК гласит:  

«1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем 
принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации - 

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных 
показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 
одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти 
часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, 
а равно с применением насилия или угрозы его применения, - 

наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением 
свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или 
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». 

На практике основной формой воспрепятствования служат грубые, с применением 
физического насилия, попытки скрыть от журналистов ту или иную информацию. 
Субъектами преступления являются преимущественно крупные и мелкие чиновники, 
охранные службы частных структур, объектами – съемочные группы телекомпаний и 
фотокорреспонденты. 

 
Съемочная группа программы новостей телеканала «КТК» в составе журналиста 

Полины Шиманской и оператора Рината Бесбаева  прибыла на собрание рабочих 
Алматинской ТЭЦ-1 по их приглашению. (Энергетики жаловались на низкую заработную 
плату, устаревшее оборудование и сложившуюся на предприятии аварийную ситуацию). 
Через несколько минут после начала съемок управляющий ТЭЦ Хамит  Мамурбеков  в 
грубой форме потребовал, чтобы журналисты покинули собрание, а  за всеми 
комментариями посоветовал обращаться в пресс-службу АО АлматыПауэронсолидейтед». 
Журналисты возразили, что их пригласили рабочие, кроме того,  горожане имеют право  

 13



знать о том, что происходит с предприятием, обеспечивающим город электроэнергией и 
теплом. Управляющий вышел и, вернувшись вместе с охранниками, предпринял 
несколько попыток выключить  камеру. Когда ему это не удалось, он с помощью охраны 
вытолкал съемочную группу из зала. Позже в коридоре служащие объяснили 
журналистам, что ТЭЦ - это закрытое учреждение, и посторонние не имеют права 
находиться здесь без разрешения. При этом разрешение дать отказались. Тогда 
журналисты  решили дождаться окончания собрания, чтобы записать интервью с 
рабочими, но управляющий приказал задержать журналистов и вызвать наряд полиции. 
Охранники, грубо схватив Рената Бесбаева, оскорбляли журналиста Полину Шиманскую. 
П. Шиманская  позвонила в ГУВД города и вызвала вторую съемочную группу  
телеканала «КТК». После этого съемочную группу отпустили.  

В детском саду «Конжык» (г. Актобе) случилось ЧП: из окна второго этажа выпал 4-
летний ребенок. Корреспондент газеты «Диапазон» Татьяна Базыгина позвонила 
директору детского сада, чтобы спросить о состоянии здоровья малыша. Говорить с ней 
по телефону отказались. А когда она прибыла в детсад, ее не пустили в группу и вызвали 
охранника, который приказал ей выйти из здания. Увидев, что журналистка собралась 
сфотографировать детсад, ее  выгнали со двора. 

Почти по-джентльменски поступили со съемочной группой телекомпании «Отырар» 
- журналистом Данияром Худайбергеновым и оператором Сергеем Перекальским. Они 
приехали к офису ТОО «Оазис», когда группа клиентов требовала там вернуть деньги, 
которые они предоставили «Оазису» как посреднику в оформлении и выдаче 
микрокредитов. Несколько человек подошли к телевизионщикам и, представившись 
охранниками, запретили снимать происходящее. Журналиста пригласили войти в здание, 
а оператора  усадили в машину и вывезли за пределы города, как они объяснили,  чтобы 
он не смог продолжать съемку. Через некоторое время его привезли на телекомпанию, 
прозрачно намекнув, что у него есть жена и дети и рисковать ими не стоит. За 
Худайберегновым в ТОО «Оазис» позже была отправлена машина.  

 
 В 2005 году мониторинг фонда «Адил соз» зафиксировал 53 факта 

воспрепятствования законной профессиональной деятельности. Фактически их гораздо 
больше, но журналисты чаще всего не предпринимают правовых действий в свою защиту. 
Это объясняется нежеланием тратить силы и время на выполнение многочисленных 
процедурных формальностей, а также неверием в эффективность правосудия. За все годы 
действия нового Уголовного кодекса мониторинг фонда «Адил соз» зафиксировал 
единичные случаи обращения журналистов в суд за защитой своих профессиональных 
прав, и только однажды журналисту удалось добиться победы. 

В ноябре 2005 года судья Уральского городского суда А. Карасаева  приняла 
решение по иску корреспондента городского радио Мухамбета Утиева о 
воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста к руководителю штаба 
кандидата в президенты Жармахана Туякбая по Западно-Казахстанской области Василию 
Шамину. Поводом для иска послужили события, произошедшие на встрече Ж. Туякбая с 
уральцами. Во время выступления Ж. Туякбая М. Утиев подошел к трибуне и, используя 
мегафон,  попытался задать вопрос. В. Шамин приказал охранникам навести порядок, те 
вывели Утиева с площадки и забрали у него мегафон. Утиев указал в иске, что Шамин 
воспрепятствовал его профессиональной деятельности и назвал его провокатором. Суд 
обязал Василия Шамина принести извинения М. Утиеву и выплатить ему сто тысяч тенге 
в качестве возмещения морального вреда.  

27 июня корреспондент телекомпании «Ирбис ТВ» (г. Павлодар) Анастасия 
Литвиненко получила частичный разрыв сухожилия пальца, когда пыталась взять 
информацию у председателя павлодарского КСК «Надежда» Галины Пряхиной. 
Председатель КСК наотрез отказалась общаться с представителем прессы и, захлопнув 
дверь, ударила ею журналиста по руке. Анастасия Литвиненко обратилась в полицию с 

 14



заявлением о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста 
и отказе в предоставлении информации, однако в возбуждении дела ей было отказано.  

С 2004 года пытается добиться справедливости телеоператор ТК «31 канал» Евгений 
Кириенко. Он был избит сотрудниками охранной службы ТОО «Валют-Транзит 
Секьюрити» при исполнении своих профессиональных обязанностей. И в 2004, и в 2005 
годах суды отказывали Кириенко в возбуждении уголовного дела.  

 
9. Необоснованные препятствия в доступе к информации 
 
Закон РК «О средствах массовой информации» определяет срок обязательного 

предоставления открытой информации в три дня. Предусмотрена судебная 
ответственность за его нарушение. Однако незаконные отказы и воспрепятствования в 
доступе к общественно важной информации, как и прежде, составляют самую большую 
категорию нарушений. В 2003 году их зафиксировано 415, в 2004 – 435, в 2005 – 426, 
фактически во много крат больше. 

Международные стандарты свободы слова устанавливают, что к числу общественно 
важно  информации относятся вопросы всех трех ветвей власти, в частности, вопросы, 
касающиеся общественных лидеров и должностных лиц-политиков, вопросы 
здравоохранения и безопасности, правоприменения и отправления правосудия, вопросы, 
представляющие потребительский и социальный интерес, вопросы охраны окружающей 
среды, экономические вопросы, вопросы осуществления полномочий; вопросы, 
касающиеся искусства и культуры. Конституция РК особо оговаривает, что «Сокрытие 
должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, 
влечет ответственность в соответствии с законом». Статья 17 Закона РК «О 
государственных секретах» содержит перечень сведений, которые не могут быть 
засекречены: 

«1. Не подлежат засекречиванию сведения: 
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью 

граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и 
последствиях; 

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, 
культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; 

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством 
гражданам, должностным лицам и организациям; 

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина; 
5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и 

правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней; 
6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их 

должностными лицами; 
7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том 

числе находящиеся в архивах, за исключением сведений, предусмотренных статьей 14 
настоящего Закона. 

2. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных 
сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих 
государственные секреты, несут ответственность в соответствии с законодательством 
Республики Казахстан. Граждане вправе обжаловать такие решения в судебном порядке». 

 Практика, однако, демонстрирует, что и международные стандарты, и национальные 
законы в отношении свободного получения информации попираются вопиющим образом.  

Основной массив нарушений происходит на региональном уровне. В информации 
о возможных эпидемиях человеческого и птичьего гриппа, о ситуации с онкологическими 
и инфекционными заболеваниями отказывают медико-санитарные службы, отказываются 
сообщать о чрезвычайных ситуациях  противопожарные и дорожно-транспортные 

 15



ведомства, структуры системы образования и т.д. Еще более бесцеремонно ведут себя 
частные структуры. 

В январе при подготовке сюжета о проблемах с отоплением в Шымкенте журналист  
телекомпания «Отырар» Марина Низовкина обратилась за информацией к руководству 
АО «Энергоцентр-3», но получила отказ со ссылкой на то, что это частное предприятие и 
давать какую-либо информацию не обязано.  

В феврале корреспондент ТК «АРТ» Марина Пак обратилась к директору 
Карагандинского областного управления по охране окружающей среды Борису Дю с 
вопросами по поводу строительстве золоотвала на ТЭЦ-1 и загрязнении окружающей 
среды промышленными гигантами «Казахмыс» и «Миталл Стил Темиртау». Главный 
эколог области в предоставлении информации отказал. 

В июле корреспондент газеты «Время» Марат Асипов зафиксировал рекорд 
закрытости чиновников от СМИ: 15 инстанций отказались сообщить  ему, кто является 
владельцем одного из недостроенных спортивных комплексов в Алматы. 

Обращения журналистов в суд за защитой своего права на информацию по-
прежнему чрезвычайно редки. Зафиксировано лишь одно успешное дело. 17 октября 
Щучинский районный суд Акмолинской области вынес решение по заявлению редактора 
«Стабильной газеты» Е. Каримовой о неправомерных действиях аппарата акима 
Щучинского района. Поводом  для обращения в суд послужили ее неоднократные 
обращения в пресс-службу акимата о предоставлении общественно значимой 
информации, в частности, о работе паводковой комиссии, о мероприятиях, 
постановлениях, решениях  акимата района. Суд признал отказ в предоставлении 
информации необоснованным  и обязал ответчика  давать информацию газете. 

 
На этом фоне образцом последовательных действий по обеспечению доступа к 

информации может считаться судебная система РК. 
В марте все руководители СМИ Атырауской области получили письмо, подписанное 

председателем Атырауского областного суда Бектасом Бекназаровым. Главный судья 
области предложил журналистам сообщать в Атырауский областной суд о нарушениях 
Закона РК «О средствах массовой информации» со стороны судей, специалистов, 
судебных приставов и других работников судов области. Б.Бекназаров предложил 
руководителям СМИ выдвинуть свои инициативы по улучшению взаимодействия 
судебных органов с журналистами. Предписание возникло, как сказано в письме, «в связи 
с изучением вопросов гласности судопроизводства».  

Председатель Костанайского областного суда Серикельды Абдрахманов направил 
во все суды области письмо о необходимости максимального обеспечения открытости 
и прозрачности судебных процедур. 

В августе председатель Карагандинского областного суда Мухамеджан Пакирдинов 
провел пресс-конференцию, на которой сообщил, что отныне деятельность судов области 
будет полностью открытой для СМИ: «Мы не допустим ни одного факта отказа 
журналистам в их желании участвовать в открытом судебном процессе, не допустим, 
чтобы им грубили или плохо обходились с ними». 

В этом же месяце Западно-Казахстанский областной суд опубликовал в областной 
прессе график проведения дней «открытых дверей», согласно которому каждую вторую и 
четвертую пятницу любой журналист может прийти в информационный центр облсуда  и 
поговорить с представителями судебной системы.  

В ноябре опубликовано нормативное постановление Верховного суда Республики 
Казахстан от 28 октября 2005 года № 5  «О соблюдении принципа гласности судебного 
разбирательства по гражданским делам». Постановление предусматривает: 

«Доступ граждан в зал открытого судебного заседания не может быть ограничен ни 
под каким предлогом, за исключением лиц моложе шестнадцати лет, если они не 
являются лицами, участвующими в деле, или свидетелями. Вопрос допуска всех 

 16



желающих граждан в открытое судебное заседание разрешается с учетом вместимости 
зала судебного заседания. 

Лица, участвующие в деле, и присутствующие граждане вправе в открытом 
судебном заседании фиксировать с занимаемых ими в зале мест, письменно или с 
использованием аудиозаписи, ход судебного разбирательства, для чего не требуется 
предварительное разрешение председательствующего и согласие участвующих в деле лиц. 
При этом указанные лица должны пользоваться правом на ведение аудиозаписи открыто». 

 
10. СМИ и выборы  
 
Выборы Президента РК 4 декабря 2005 года и роль в них средств массовой 

информации получили различные, нередко полярные оценки. Официальные структуры 
Казахстана и ряд международных наблюдателей объявили, что выборы прошли честно и 
демократично. Отечественная оппозиция и ряд известных международных организаций, в 
частности, миссия ОБСЕ заявили, что выборы не соответствуют международным 
демократическим стандартам. 

Так, Министерство культуры, информации и спорта опубликовало мониторинг  
государственных республиканских СМИ по освещению деятельности кандидатов в 
президенты РК за весь агитационный период с 25 октября по 2 декабря. Объектами 
мониторинга были новостные выпуски государственных телеканалов «Казахстан», 
«Хабар», Казахского радио, газет «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда», 
информационного агентства «Казинформ». Общее количество исследованных материалов 
составило 2513, из них собственно агитационных -  1587. Согласно результатам 
мониторинга МКИС,  лидерами освещения агитационной кампании в государственных 
СМИ были Н. Назарбаев - 442 и Ж. Туякбай – 399. Отставание остальных кандидатов 
министерство объяснило «разной степенью активности их предвыборных штабов. 

В отчете Миссии наблюдателей от ОБСЕ говорится: «…предвзятость средств 
массовой информации в пользу действующего Президента, а также юридические 
препоны, возникшие в отношении свободы выражения и распространения информации, 
ограничили возможности избирателей сделать полностью осознанный выбор». По мнению 
наблюдателей,  напряженность предвыборного периода повысили три заявления, 
сделанные Министерством внутренних дел и Комитетом Национальной Безопасности по 
поводу планов оппозиции по применению насильственных действий. Заявления широко 
освещались в печати. Международные наблюдатели от ОБСЕ также проводили 
мониторинг СМИ и зафиксировали: «все электронные СМИ посвятили большую часть 
своих новостных сообщений освещению кампании г-на Назарбаева, который чаще 
изображался в своей официальной должности Президента, чем в качестве кандидата». 
Так, государственный телевизионный канал «Казахстан-1» посвятил 59 процентов 
предназначенного кандидатам времени действующему Президенту, в то время как Ж. 
Туякбай, А. Байменов, Е. Абылкасымов и М. Елеусизов получили 12, 13, 8 и 8 процентов 
соответственно. Телеканал «Хабар» посвятил 49 процентов своих новостных передач 
Президенту Назарбаеву. Причем освещение нескольких событий, представленных как 
обычная деятельность Президента, было чрезмерным, а сами события напоминали 
мероприятия агитационной кампании. В то время как информация о четырех кандидатах 
носила нейтральный или положительный тон, информация о Ж. Туякбае была 
отрицательной, а информация о мероприятиях его агитационной кампании часто 
искажалась. Телеканал «KTK» 77 процентов времени, зарезервированного для освещения 
деятельности кандидатов, посвятил г-ну Назарбаеву,  «31 канал» - 74 процента. Тон 
освещения деятельности действующего Президента был положительным или 
нейтральным, Ж. Туякбай был представлен в несколько отрицательном свете.  
Большинство из 17 печатных СМИ также продемонстрировали предвзятость в пользу или 
против определенных кандидатов. Государственные печатные органы «Егемен Казахстан» 

 17



и «Казахстанская правда», а также некоторые частные газеты продемонстрировали явную 
предвзятость в пользу действующего Президента, тогда как газеты «Жума Таймс» и 
«Свобода Слова» - в пользу Ж. Туякбая.  
 

На выборах  в Мажилис парламента в сентябре 2004 года мониторинг фонда «Адил 
соз» зафиксировал в основном нарушения профессиональных прав журналистов, что 
выражалось в различного рода препятствиях в доступе к информации в день выборов. В 
2005 году большинство нарушений зафиксировано в период предвыборной кампании в 
отношении распространения оппозиционных газет, что напрямую сопрягается с 
нарушением конституционного права граждан на свободное получение и распространение 
информации.  

В 2004 году, перед парламентскими выборами, Кодекс РК об административных 
правонарушениях был дополнен рядом статей, устанавливающих административную 
ответственность за распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, 
политических партиях и нарушении условий проведения предвыборной агитации через 
средства массовой информации. Пять из шести зафиксированных случаев конфискации и 
уничтожения тиражей по решению суда обосновывались ссылкой на эти статьи. 

 
В конце сентября частная типография «Время принт» неожиданно разорвала 

договоры с оппозиционными газетами «Свобода слова», «Эпоха», «Апта.kz», «Жума 
таймс», «Азат», и те были вынуждены печататься в издательстве «Дауир» - бывшем 
издательстве ЦК компартии Казахстана, которое теперь возглавляет близкая родственника 
президента Светлана Назарбаева.  

19 октября в 7 часов утра полицейский наряд на выезде из типографии «Дауир» 
изъял 50 тысяч экземпляров независимой газеты «Свобода слова». Основанием для 
изъятия послужил протокол, подписанный председателем Алматинской территориальной 
городской избирательной комиссии Д. Байдильдиновым, который увидел в газете 
сведения, оскорбляющие честь и достоинство кандидата в президенты Нурсултана 
Назарбаева. По его иску 22 октября Алматинский межрайонный административный суд 
принял решение наложить на главного редактора газеты Гульжан Ергалиеву штраф в 
размере 50 МРП и уничтожить весь тираж - сто тысяч экземпляров. 

В ночь на 26 октября полиция Медеуского района г. Алматы вновь  изъяла тираж 
газеты «Свобода слова» в количестве более 30 тысяч экземпляров. Гульжан Ергалиева по 
этому поводу официально заявила: «Это подтверждает нашу уверенность, что в 
отношении нашей газеты власть ведет незаконную цензуру, отслеживая в типографии 
содержание свежих номеров, и поэтому до выхода газеты  в свет принимает решения - то 
арестовать, то вернуть». 

 
Дважды у ворот этой типографии конфисковывался тираж газеты «Жума таймс». В 

ноябре две автомашины с только что отпечатанным тиражом остановили сотрудники 
дорожной полиции, мотивировав тем, что водители не пристегнуты ремнями 
безопасности. Пока шла проверка документов водителей, к машинам подошли сотрудники 
Медеуского РОВД в сопровождении неизвестного человека в штатском. Они без 
предъявления каких-либо санкций вскрыли  машины и, обнаружив газеты, объявили, что 
весь тираж задерживается до выяснения обстоятельств. Несмотря на протесты 
представителей международных организаций и журналистов, весь тираж газеты «Жума 
таймс» был доставлен в Медеуское районное отделение внутренних дел. Спустя 20 минут 
в отделение приехали заместитель прокурора Алматы Сапарбек Нурпеисов и прокурор 
Медеуского района Меиржан Кожабеков. Они ознакомились с содержанием номера и 
вынесли свой вердикт – изъять тираж до судебного разбирательства. Поводом стала 
перепечатанная с сайта «Евразия» статья «Агент ФБР внимательно выслушал советника 
Назарбаева по поводу коррупционного дела «Казахгейт». Сапарбек Нурпеисов пояснил, 

 18



что в данном материале имеются моменты, оскорбляющие честь и достоинство кандидата 
в президенты Нурсултана Назарбаева.  Вскоре последовало судебное решение об 
уничтожении всего тиража этого номера газеты. 

8 декабря машина редакции газеты «Жума таймс» с тиражом нового номера была 
остановлена полицейскими на выезде из типографии. Представители Медеуского РОП и 
прокуратуры заявили водителю, что газета распространяется незаконно, поэтому весь 
тираж должен быть изъят. По их требованию машина редакции проследовала на 
территорию Медеуского РОП, где были оформлены документы на изъятие газеты.  
В изъятом номере публиковались материалы о многочисленных нарушениях в ходе 
выборной кампании президента Казахстана и статьи, посвященные т.н. процессу 
«Казахгейт». 

Следует добавить, что первый судебный процесс по обвинению «Жума таймс» в 
распространении заведомо ложной информации о кандидатах состоялся в октябре. Ни 
одного представителя газеты в зале заседания не было. Учредитель издания Жумаш 
Кенебай во время суда с инфарктом находился в больнице, главный редактор – за 
пределами Казахстана. Судья вынес  решение о виновности газеты «Жума таймс» и 
наложил на редактора штраф в размере 40 МРП. После двух последующих конфискаций 
 20 декабря определением специализированного экономического суда выпуск газеты 
приостановлен, а 23 декабря начался суд по иску прокурора Ауэзовского района г. 
Алматы о ликвидации собственника «Жума таймс».  

19  ноября  представители финансовой полиции под руководством полковника 
Демченко в типографии ТОО «Панорама Шымкента» изъяли недопечатанный тираж 
газеты «Диль». В ней публиковалась программа кандидата в президенты от оппозиции 
Жармахана Тукякбая, которая была взята из газет «Эпоха» на русском языке и  «Апта» - 
на казахском. 23 ноября специализированный межрайонный суд Шымкента признал 
директора типографии Каиргали Медета виновным по статье 106 КоАП РК и постановил 
привлечь к его ответственности за то, что не имел договора с газетами «Эпоха» и «Апта». 
Он оштрафован на 10 МРП. Суд также принял решение об уничтожении тиража и 
негативов.  

Признана порочащей честь и достоинство кандидата в президенты Жармахана 
Туякбая статья в газете «Начнем с понедельника» «От чего хочет спасти страну г-н 
Жармахан Туякбай?!». Редактор оштрафован. 

 
11. Препятствия в распространении СМИ 
 Если в 2004 году мониторинг «Адил соз» отметил 3 факта изъятия газет у 

распространителей, то в 2005 году это нарушение приобрело массовый характер – 
зафиксировано 69 случаев, все - оппозиционных изданий и все – в предвыборный период. 
Приведем несколько типичных ситуаций, о которых информировала пресс-служба 
движения «За справедливый Казахстан». 

14 октября участковый полицейский прямо с места работы доставил в прокуратуру 
Ерментауского района Акмолинской области учителя средней школы с. Павловка 
Темиртаса Ахметова, а также завуча и директора Аманжола Саршала и Маутая 
Бейбитхана. Поводом стало то, что Т. Ахметов и его супруга раздавали своим коллегам 
свежие номера газет «Эпоха», «Свобода слова» и др.  

22 октября  распространитель газет Ж.Бектурганова сообщила, что сотрудники 
полиции на станции Мангышлак отобрали у нее экземпляры газеты «Жума таймс», 
«Апта.kz», «Нагыз Ак жол». Изъяв газеты у 65-летней женщины, полицейские не 
составили никакого протокола и не сообщили своих фамилий. 

В Уральске 26 октября вечером большая группа полицейских произвела обыск  в 
частном доме одного из активистов движения «За справедливый Казахстан» Гарифуллы 
Гумирова. Полицейские, составив протокол, изъяли около 12 тысяч экземпляров газет 
«Правда Казахстана», «Свобода слова», «Ак жол», «Эпоха» и уехали.  

 19



 21 августа патруль дорожной полиции на выезде из Павлодара остановил для 
досмотра личный автомобиль гражданина Геннадия Шегебаева, в котором он перевозил 
для реализации в городе Экибастузе 1500 экземпляров газеты «Анау-Мынау». Обнаружив 
в багажнике газеты, полицейские приняли решение изъять весь тираж. Был составлен 
протокол, в котором причиной изъятия указан якобы антиконституционный характер 
газеты и призывы к насильственному свержению существующего строя. Геннадий 
Шегебаев и находившаяся с ним в автомобиле Жупар Тулегенова были препровождены в 
Северный отдел полиции Павлодара, где их продержали около 4 часов.  

20 ноября на контрольно-пропускном пункте «Рубеж» в районном центре 
Осакаровка Карагандинской области сотрудники полиции задержали КамАЗ, который вез 
из Алматы в Астану последние номера газет «Эпоха», «Свобода слова», «Правда 
Казахстана», «Жума таймс», «Апта.kz», «Соз» и «Азат», агитационные материалы 
кандидата в президенты РК Жармахана Туякбая. Сотрудники полиции намеревались 
вскрыть каждый пакет с периодическими изданиями для досмотра, но их попытки были 
пресечены доверенными лицами кандидата, которые потребовали предъявить санкцию 
прокурора и ордер на досмотр. Активисты астанинского предвыборного штаба Жармахана 
Туякбая  снимали на видеокамеру все происходящее и сообщили об инциденте по 
телефону наблюдателям за выборами от Миссии ОБСЕ Альфонсо Фейджу и Ричарду 
Дженкинсу. Услышав, что в Осакаровку едут представители ОБСЕ, полицейские стали 
уговаривать доверенных лиц Ж. Туякбая, сопровождавших груз, чтобы они как можно 
быстрее уехали в Астану.  

25 сентября во время посадки на поезд «Туркестан-Сексеул» полицейские задержали 
жителя Кызылорды Берекета Шакиева. Он перевозил газеты «Свобода слова» и «Соз» в 
Аральский район Кызылординской области. Полицейские изъяли у Шакиева газеты и 
удостоверение личности без объяснения причин. 

17 ноября председатель Южно-Казахстанского областного штаба по поддержке 
кандидата в президенты РК Жармахана Туякбая Нурлан Сейтжаппаров обратился к 
председателю Шымкентского облизбиркома Берику Торгаутову с официальным письмом 
по поводу незаконного задержания машины заместителя председателя штаба Шаруа 
Пирмата. Следователи РУВД Е. Курбанбаев и Ж. Арыстанбаев незаконно изъяли из 
машины агитационные материалы и  газеты «Эпоха», «Азат», «Жума таймс», «Диль», 
«Свобода слова». Руководитель штаба обратился в прокуратуру с жалобой и ходатайством 
о привлечении полицейских, проводивших изъятие, к ответственности. После этого 
газеты были возвращены, а ходатайство о привлечении к ответственности полицейских 
осталось без рассмотрения.  

23 сентября в г. Атырау сотрудники ГУВД отобрали у реализатора 19 экз. 
независимой газеты «Жума таймс». Свои действия полицейские мотивировали тем, что 
есть приказ начальника ГУВД Уразбаева и некого Каримова об изъятии газеты. Продавцу 
газет оставили лишь расписку об изъятии печатной продукции. 

Приведем случай почти анекдотический. 
23 августа патруль дорожной полиции на выезде из Павлодара остановил для 

досмотра личный автомобиль распространителя Сагындыка Мукатаева, в котором он вез в 
Лебяжинский район около 300 экземпляров газеты ««Анау-Мынау» и 800 экземпляров 
газеты «Жума Таймс». Полицейские, открыв багажник и обнаружив газеты, заявили 
Мукатаеву, что согласно базе данных ГУВД его машина значится в числе угнанных, и 
предложили подойти к их автомобилю. После недолгого разбирательства, в результате 
которого выяснилось, что автомобиль Мукатаева не числится в угоне, его отпустили. 
Вернувшись к своему автомобилю и открыв багажник, Мукатаев обнаружил, что все 
газеты исчезли.  

Самый тревожный случай. 8 ноября начальник Западно-Казахстанского 
предвыборного штаба по поддержке кандидата в президенты РК Жармахана Туякбая 
Василий Шамин получил сообщение о том, что на его имя поездом 379 из Алматы пришел 

 20



груз – около 25 тысяч экземпляров свежих газет «Эпоха» и «Нагыз Ак жол». Шамин 
приехал на вокзал, отыскал нужный состав и предъявил бригаде вагона квитанцию на 
получение газет. Женщины сказали, что их бригадир, некая Зарина приказала им 
избавиться от оппозиционных газет, и они этот груз частично сожгли, а частично 
выбросили из вагона. После того, как Шамин объяснил им, что за подобные действия им 
грозит уголовная ответственность, женщины расплакались и позвонили бригадиру, но та 
ответила, что никаких приказов не отдавала. Шамин забрал уцелевшие тюки с газетами, 
которые валялись под насыпью, а поодаль догорали несколько сотен газет.  

 
12. Препятствия в регистрации СМИ 

В соответствии с международным правом технические требования, предъявляемые 
при регистрации печатных средств массовой информации, сами по себе не являются 
нарушением свободы слова, если только отвечают следующим условиям: 

1) отсутствие умышленного отказа в регистрации после того, как необходимая для 
нее информация была предоставлена; 

2) система не предъявляет к средству массовой информации требований, 
относящихся к существу, а не к форме; 

3) система не является излишне обременительной; 
4) система управляется независимым от правительства органом. 
Порядок и условия регистрации СМИ, определенные Законом РК «О средствах 

массовой информации», не отвечают этим параметрам. Требования указывать 
тематическую направленность, язык и пр. являются ничем иным, как  требованиями к 
содержанию СМИ и главное – регистрацией СМИ занимается правительство в лице 
Министерства информации.  

Мониторинг фонда «Адил соз» из года в год регистрирует факты неправомерного  
отказа в регистрации. Ряд из них наводит на мысль о преднамеренном манипулировании 
условиями регистрации с целью не допустить появления неугодных власти изданий. 

Почти год известный в восточном Казахстане журналист Денис Данилевский ждал 
свидетельства о регистрации газет «Гражданка», «Хроника», «Стрелка».  В феврале он 
обратился к сенатору Зауреш Батталовой с просьбой помочь в решении проблемы. 9 
февраля З. Батталова сделала запрос министру культуры, информации и спорта Есетжану 
Косубаеву. В ответе министр сообщил, что газеты были поставлены на учет 25 ноября 
2004 года, и третьего декабря свидетельства о регистрации отправлены почтой на адрес 
собственника. Но в последнее время, указывает Е. Косубаев, участились случаи, когда 
письма до адресата не доходят, поэтому  Д.Данилевскому необходимо написать заявление 
о выдаче нового свидетельства, и на его основании будут выданы дубликаты свидетельств 
о постановке на учет СМИ.  

12 апреля павлодарская фирма ТОО РИА «Умикум» отправила в МКИС документы 
на регистрацию газеты «События недели». 20 мая, после неоднократных звонков в 
министерство и ответов, что документы находятся на рассмотрении,  учредителю по 
телефону сообщили, что в регистрации отказано, поскольку издание с таким названием 
есть в Алматинской области. 25 мая ТОО РИА «Умикум» отправил документы на 
регистрацию газеты с названием «Павлодарская областная газета События недели». Через 
неделю учредитель получил очередной устный отказ в регистрации. По словам 
начальника отдела учета СМИ комитета информации и архивов МКИС Д. Мединамова, 
решение обусловлено тем, что в Павлодарской области уже есть областные газеты, 
учрежденные акимом области. Предполагаемый главный редактор несостоявшихся 
«Событий недели» Александр Кононец считает действия МКИС в лице Д. Мединамова 
незаконным воспрепятствованием открытию именно этой газеты.  

Сергей Чайка, который выпустил первый номер «Замечательной газеты СК» в январе 
2005 года, а потом более трех месяцев не издавал второго номера, в мае 2005 года вернул 
свидетельство о регистрации в отдел СМИ Департамента внутренней политики 

 21



областного акимата, как это ему порекомендовал специалист отдела Копжасар Куюбаев. 
С.Чайка сразу же подал в Министерство информации РК заявление на новое 
свидетельство о регистрации «Замечательной газеты  SK». Он специально изменил 
последние буквы названия, чтобы не получить ответ, что такая газета уже 
зарегистрирована. Тем не менее, 22 июня он получил отказ в регистрации, потому что 
газета с таким названием  уже якобы существует. 

Агентство по недвижимости «Контакт» дважды получило из Комитета информации 
и архивов МКИС РК отказ в регистрации газеты «Квартирный вопрос». В первый раз из 
министерства сообщили, что газета с таким названием уже существует. Тогда учредители 
направило в Комитет документы на регистрацию газеты «Квартирный вопрос плюс». 
Однако госорган вновь отказал в регистрации по той же причине, что и в первый раз. 

В феврале, когда еще издавалась широко известная оппозиционная газета 
«Республика. Деловое обозрение», Министерство поставило на учет новую газету 
«Республика.kz» – при том, что закон «О средствах массовой информации» запрещает 
регистрировать издание, если ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству 
массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территорию. 
А вот сотрудникам оппозиционной «Республики», подававшим заявления на регистрацию 
новых СМИ, Министерство отказывало, предъявляя не предусмотренные законом 
требования, что продемонстрировал на пресс-конференции юрист этой газеты Сергей 
Уткин. 

Эта ситуация усугубилась далее до полного абсурда.6 июня 2005 года пять 
юридических лиц, товарищества с ограниченной ответственностью, подали в Комитет 
информации и архивов заявления о регистрации новых изданий – газет «Деловое 
обозрение. Республика», «Наша Республика. Обзор событий недели», «Республика – 
факты, события, люди. Калейдоскоп недели», «Республиканские новости. Деловое 
обозрение», «Республика - наш мир. Аналитический еженедельник». Не получив в 
установленный законом срок никакого ответа, претенденты на издания новых СМИ 
подали в суд иски  о признании незаконным бездействия Комитета информации и архивов 
МКИС РК в отношении заявлений  о постановке на учет. 29 сентября состоялся суд. На 
нем представитель Комитета информации и архивов предъявил свидетельства о 
постановке на учет пяти СМИ с теми же, достаточно сложными названиями, выданные 
некоему физическому лицу накануне получения заявок от истцов, а именно 25 мая 2005 
года.  
 
  13. Незаконное аннулирование свидетельства о регистрации СМИ и 
приостановление действия лицензий 

В 2005 году Министерство культуры, информации и спорта  устроило настоящую 
охоту за оппозиционной газетой «Республика», какие бы названия, стараясь выжить, они 
не принимала. 

25 марта по иску этого министерства был ликвидирован собственник новой газеты 
«Республика. Аналитический еженедельник» - ТОО Поводом послужила публикация в 
первом номере, 20 января 2005 г.,  интервью, которое вице-спикер Российской Думы 
В.Жириновский дал радиостанции «Эхо Москвы». Так как ТОО «Бастау» являлся также 
собственником газеты «Республика. Деловое обозрение», автоматически ликвидировалось 
и это издание. Предвидя такие последствия, «Бастау» до суда передало право 
собственности на «Республику. Деловое обозрение», другому юридическому лицу - ТОО 
«NEW PR».  Заявления о переучете газеты «Республика. Деловое обозрение» этих средств 
было отправлено в Комитет  информации и архивов 17 марта. Редакция получила 
уведомление о том, что документы приняты служащим министерства 29 марта. В 
соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации», министерство должно 
принять решение о переучете или отказе в таковом в течение 15 дней, однако ответа от 
него редакция не получила.Только в сентябре специализированный межрайонный 

 22



экономический суд Алматы признал недействительной передачу прав на издание газеты 
«Республика. Деловое обозрение» от одного собственника другому. А уже 5 мая Комитет 
информации и архивов Министерства культуры, информации и спорта Республики 
Казахстан уведомил редакцию газеты «Республика. Деловое обозрение» о том, что 
ликвидирует свидетельство о регистрации газеты. 

20 мая рано утром машину, развозившую тираж второго номера газеты «Сеть.kz» - 
еще одной модификации «Республики», остановили сотрудники дорожной полиции по 
якобы имеющейся у них ориентировке и изъяли 1000 экземпляров газеты. Через час после 
изъятия тиража в редакцию привезли копию письма заместителя председателя Комитета 
информации и архивов МКИС РК К. Джанаханова, адресованного директору  типографии 
ТОО «Время-принт». В документе сообщалось, что свидетельство о постановке на учет 
газеты «Сеть.kz» признано утратившим силу. Документ датирован 30 апреля 2004 года. За 
истекший год собственника об этом никто не информировал. По закону «О средствах 
массовой информации», свидетельство о регистрации может быть признано утратившим 
силу, если в течение полугода не был опубликован ни один номер газеты. Первый номер 
газеты «Сеть.kz» вышел 17 сентября 2003 года, в установленный законом срок.  

По таким же основаниям позднее было аннулировано свидетельство регистрации 
«Assandi Times» - под таким названием «Республика» издавалась в 2004 году. 

 
В августе по итогам проверки деятельности Агентства РК по информатизации и 

связи Генеральная прокуратура РК распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, 
что имеют место факты незаконного приостановления действия лицензий, выданных 
субъектам малого предпринимательства. Так, 6 марта 2005 года приостановлено действие 
лицензий ТОО «System Pro Trans», хотя согласно статье 22 Закона РК «О 
лицензировании» установлен судебный порядок приостановления действий лицензий. 
Аналогичным образом незаконно были приостановлены действия лицензий ТОО «Актобе-
Радио», ТОО «Жарык», ТОО «K&M». По итогам  проверки внесено представление об 
устранении нарушений закона. 
 

14. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам 
В апреле были утверждены «Правила распределения доменного пространства 

казахстанского сегмента сети Интернет». В соответствии с ними, хостинг всех сайтов, 
зарегистрированных в зоне KZ, должен производиться на территории республики. Это 
означает, что желающий зарегистрировать доменное имя должен предоставить сведения о 
функционирующих в Сети минимум двух серверах DNS, находящихся на территории 
Республики Казахстан. Если веб-сервер, имеющий доменные имена в зоне KZ, 
располагается за пределами Казахстана, то регистрация этих имен может быть отменена.  

По оценкам экспертов, от 50 до 70% веб-серверов с именем KZ  располагаются 
(хостятся) за границей – в России, США, Великобритании и других странах, поскольку 
это дешевле и эффективней. Причем, это веб-серверы не просто частных лиц или мелких 
коммерческих компаний, но и информационных агентств, популярных веб-изданий и даже 
мировые мега-брэнды (например, www.google.kz).  

По мнению экспертов и пользователей, новые правила – это попытка властей ввести 
цензуру в интернете накануне президентских выборов. Наблюдатели отмечают, что 
проект новых правил с общественностью и специалистами не обсуждался и не был 
опубликован на веб-сайте Министерства культуры, информации и спорта, хотя там 
существует специальная рубрика «Проекты нормативно-правовых актов».   

Наибольшим ограничениям в 2005 году продверглась популярная в Казахстане 
интернет-газета «Навигатор» - «Navi.kz» 

В конце июля интернет-газета «Навигатор»  подверглась многократным хакерским 
атакам. Главный редактор  интернет-издания  Юрий Мизинов в своих комментариях 
указал, что во время хакерских атак уничтожалась одна и та же статья, назвать которую он 

 23

http://www.google.kz/


отказался. По мнению других журналистов,  попытки взлома начались после того, как на 
сайте «Navi.kz» был опубликован материал бывшего председателя «Наурыз Банка» 
Оразалы Ержанова.  

13 октября редакция интернет-газеты «Нави.kz» получила от регистратора доменных 
имен в зоне KZ - учреждения KazNIC - письмо, уведомляющее о приостановлении 
поддержки доменного имени navi.kz на основании определения Алмалинского районного 
суда г. Алматы от 12 октября 2005 г. Письмо подписал директор регистрирующей 
организации  П.Гусев. Редакция сделала заявление, в котором, в частности, сказано: 
«Никаких исковых заявлений, повесток и других документов из суда мы не получали». 
Интернет – газета ушла из казахстанской зоны на новый адрес - www.navikz.net. 

Следом в суд обратился с иском Сергей Бондарцев, руководитель ТОО Независимая 
Компания Взаимного Доверия «Bond Creative Consulting». Он потребовал запретить 
интернет-газете «Навигатор»  незаконное использование чужих товарных знаков 
(www.navi.kz, www.navi.net.ru, www.navi.org.ru), так как его предприятие обладает 
исключительным правом пользования шестью товарными знаками, зарегистрированными 
в Государственном реестре товарных знаков. Юрий Мизинов, в свою очередь,  подал 
встречный иск, где указал, что все права на фирменный знак «navi» принадлежат ему по 
факту его первичного создания в 2000 году. Спор закончился тем, что газета стала 
выходить под именем «misinov.net». 

 По сообщению Юрия Мизинова, за три дня до выборов президента Казахстана ему 
от руководителя организации московского хостинга поступила информация: якобы 
сотрудники ФСБ потребовали прекратить предоставление хостинговых услуг интернет-
газете «Навигатор». Свое требование они обосновали просьбами коллег из 
дружественного Казахстана. По словам представителей московского хостинга, коллег из 
Казахстана не устраивает публикация статьи «Спецслужбы намерены всеми силами 
препятствовать проведению честных, демократичных и справедливых выборов». 

 
В декабре был  заблокирован сайт британского комика Саши Барона Коэна, который   

в ноябре выступил на церемонии MTV Europe Music Awards в образе вымышленного 
казахского журналиста Бората. В этой роли он представил зрителям «президента 
Казахстана» и «официальный танец казахского правительства», а также позировал в 
кабине одномоторного самолета вымышленной авиакомпании Air Kazakh, за штурвалом 
которого сидел одноглазый пилот с бутылкой водки. После этого МИД Казахстана в лице 
специального представителя Ержана Ашикбаева пообещал «принять законные меры» в 
отношении комика, не уточнив, какие именно. Вместо министерства меры приняла 
Ассоциация IT-компаний Казахстана, которую правительство назначило администратором 
национального доменного пространства. В итоге регистрация сайта borat.kz была 
приостановлена. По словам президента ассоциации Нурлана Исина, borat.kz нарушил 
норму введенных в этом году правил регистрации сайтов в зоне KZ, согласно которой он 
должен был иметь как минимум два DNS-сервера в Казахстане. Кроме того, 
административные контакты владельцев сайта были указаны неверно. 

 
15. Выводы 
Аналогичный отчет по итогам 2004 года заканчивался выводом: «Свобода слова по-

прежнему не может считаться основополагающим институтом гражданского общества, 
укрепляемым и защищаемым государством. Развитие ситуации будет определяться 
подготовкой к предстоящим в 2006 году (по прогнозам ряда политологов, возможно, и 
раньше) выборам президента страны. Нурсултан Назарбаев намерен баллотироваться на 
следующий срок. Оппозиция отрицает конституционность такого решения и объединяет 
свои ряды. Пример «бархатных революций» на просторах СНГ и страх повторения какого-
либо из сценариев этих «революций» заставляет власть сужать правовые рамки для СМИ 
и ужесточать санкции против возможных  проявлений протеста. Судя по методам, 

 24

http://www.navi.org.ru/


используемым при парламентских выборах, тенденция отсечения оппозиции от СМИ 
будет крепнуть, технологии этого отсечения – оттачиваться».  

Похоже, эти пессимистические прогнозы сбылись, власть закрутила гайки до отказа. 
Не уставая призывать журналистов к ответственности и законопослушанию, власть сама 
обходилась со средствами массовой информации и практическим толкованием законов 
достаточно вольно. Работать в таком режиме, называя себя демократическим 
государством и претендуя на председательство в ОБСЕ, невозможно. 2006 год должен 
стать временем либеральных реформ. Необходимы серьезные шаги по приведению 
законодательства Казахстана в соответствие с Международным пактом о гражданских и 
политических правах, необходимы реальные практические шаги по укреплению и защите 
свободы слова.  

 
Тамара Калеева, президент 

Международного Фонда защиты 
свободы слова «Адил соз» 

 25



 
Статистика 

конфликтов и нарушений прав СМИ и журналистов Казахстана  
 

 в 2005 году 
 

Гибель журналистов – 9 (в 2004 году – 2) 
Рустам Каткадамов («Ирбис ТВ», Павлодар), Жанар Абдильдина («Агентство 

«Хабар», Алматы), Батырхан Даримбет («Азат», Алматы), Алуа Абенова (ТК «Рахат», 
Алматы), Гульбану Тлеубаева (ТРК «31 канал», Алматы), Сергей Иванов («Авангард», 
Житикара), Арай Алпысбаева, Айгуль Нурсултанова («ТДК-6», Семипалатинск), Андрей 
Прокопьев (ТРК «31 канал», Алматы) 

 
Нападения на редакции и работников СМИ  - 20 (2004 г. – 14) 
Дмитрий Пыхтин (корпункт ТРК «Хабар», Усть-Каменогорск), Сергей Константинов 

(ТК «Отырар», Шымкент), Александра Алехова («Литер», г. Жетыген Илийского района), 
Александр Баранов («Час пик», Павлодар), Жукел Хамай («Алатау», Талды-Корган), 
Виталий Югай («Казахстан», Астана), Андрей Лысенко («Вести Сарыарки», Караганда), 
Ардабек Солдатбай (Агентство «Хабар», Павлодар),  Есенбек Санатулы (радио 
«Азаттык», Павлодар), Бекжигит Мауленов (ТК «Отырар», Шымкент), Людмила Павлова 
(«Голос Экибастуза», Экибастуз), Нина Цысь (пресс-секретарь ДВД, Павлодар), 
Кажымурат Абилкалиев, Азамат Доспанов («Алтын Гасыр», Атырау), Михаил Мысиков, 
Владимир Таран («Новый регион», Капшагай), «Регион плюс» (г. Капшагай Алматинской 
области), Асет Кундакбаев («Рейдер», Алматы), Гульнур Оразымбетова («Страна и мир», 
Алматы) 

Аресты и задержания журналистов - 18  
   
Угрозы в отношении журналистов – 9 
 
Воспрепятствование профессиональной деятельности - 53 
 
Изъятие и уничтожение тиражей – 69 (2004 год – 3) 
«Сеть.kz», «СОЗ», «Дауыс ДВК», «Жума Таймс» (Алматы), «Республика. Деловое 

обозрение», «Жума таймс – DATа», «Азат», «Финансовое обозрение» (Экибастуз), 
«Искра» (Костанай), «Казачий вестник» (Уральск), «Анау-Мынау» (Павлодар), «Эпоха», 
«Свобода слова», «Азат», «Правда», «Апта.kz» (Актобе), «Аssandi Times», «Лад», «Наша 
газета» (Костанай), «Город 326» (Тараз), «ДАТа недели», «Правда Казахстана» 
(Павлодар), «Республика. Аналитический еженедельник», «Пятое измерение», «Аул» 
(Астана), «Эпоха», «Нагыс Ак жол» (Уральск), «Жума таймс» (Актобе), «Эпоха», «Азат», 
«Жума таймс», «Диль», «Свобода слова» (Шымкент), «Эпоха», «Свобода слова», «Правда 
Казахстана», «Жума таймс», «Апта.kz», «Соз», «Азат» (пос. Осакаровка Карагандинской 
области) 

 
Приостановлена деятельность газеты «Жума таймс» 
Ликвидирован собственник газет «Республика. Деловое обозрение», 

«Республика. Аналитический еженедельник» - ТОО «Бастау» (иск МКИС РК). 
Аннулированы свидетельства о постановке на учет газет «Республика. 

Аналитический еженедельник», «Республика. Деловое обозрение», «Сеть.kz» 
(Алматы), «Замечательная газета» (Петропавловск)    

 
Преследования в уголовном порядке – 16  (2004 год – 24) 
 в т.ч.: 

 26



обвинения в клевете – 9     
обвинения в оскорблении - 1    
обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК – 3 

        обвинения в разжигании межнациональной розни – 1 
  обвинения в неисполнении решения суда - 1 
    
Гражданско-правовые требования к СМИ и журналистам – 118 (2004 год – 134) 
в т.ч. 
гражданские иски о защите чести и достоинства – 59 
 
Заявленные суммы возмещения морального вреда –  400 910 трлн. 150 млрд. 370 

млн. 940 тыс. тенге 
Авторы требований к СМИ: 
чиновники – 38, юридические лица – 43, граждане – 37 
 

Отказы и ограничения в предоставлении общественно значимой информации – 426 
(2004 год – 435) 
 

 
 

 27



Сводная таблица нарушений свободы слова в 2005 году 
 

 
 

В 2005 году мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  1 163  сообщения. 
Из них: 
200 - определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы 

месяца, 
757 - дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 
285 - сообщают о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и 

журналистов. 
 

1. Нарушения прав средств массовой информации и журналистов 
В том числе:  
Нарушение конституционных гарантий о запрете цензуры, свободы 
творчества, получения и распространения информации: 

43 

Требования о цензуре публикаций 2 
Нарушение конституционных гарантий свободы творчества 38 
Необоснованные требования в публикации материалов 3 
Правонарушения против личности, прав и свобод человека и гражданина, 
собственности СМИ и журналистов 

 
111 

Гибель журналистов 9 
Причинение вреда здоровью 5 
Нападения на журналистов, членов их семей 20 
Покушения на журналистов и работников СМИ 2 
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста 53 
Угрозы в отношении журналистов 9 
Оскорбление журналистов 1 
Необоснованные требования об источнике информации 4 
Оставление в опасности журналистов 1 
Кража, уничтожение имущества СМИ 7 
Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации 

 
450 

Отказ в аккредитации 1 
Отказ в предоставлении общественно значимой информации 294 
Необоснованные ограничения в получении информации 132 
Нарушение норм Закона «Об языках» 6 
Нарушение гласности судебного процесса 12 
Обвинения в нарушении Закона «О выборах» 5 
Препятствование распространению СМИ 89 
Ограничение доступа и взлом  веб-сайтов 9 
Препятствование распространению, изъятие СМИ 80 
Нарушение процессуальных прав журналистов и СМИ 31 
Незаконный привод, вызов в правоохранительные органы 1 
Необоснованные требования о предоставлении документов и информации 2 
Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела 1 
Необоснованное задержание работников СМИ 13 
Нарушение порядка проведение оперативно-розыскных мероприятий 14 
Нарушения трудовых прав журналистов 24 
Необоснованное приостановление и прекращение выхода (выпуска) СМИ 10 
Нарушение сроков, отказ в постановке на учет, переучет, выдачи и аннулирования 8 

 28



разрешений СМИ 
Приостановление выхода СМИ 1 
Необоснованные приостановления действия лицензий СМИ 1 
Нарушения хозяйственных прав СМИ 15 
Нарушения хозяйственных прав СМИ, включая необоснованные проверки 
финансово-хозяйственной деятельности 

 
15 

Прочие нарушения прав СМИ и журналистов 16 
2. Конфликты. Обвинения, инкриминируемые журналистам и СМИ 

Обвинения в совершении уголовно наказуемых деяний  
В том числе: 16 
Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК) 8 
Обвинения в неисполнении решения суда (ст. 362 УК РК) 1 
Обвинения в возбуждении национальной вражды (ст. 164 УК РК) 1 
Обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК (ст. 318 УК 
РК) 

 
3 

Обвинения в недонесении о преступлении (ст. 364 УК РК) и оставлении лица в 
опасности (ст. 119 УК РК) 

2 

Обвинения в подделке документов (ст. 325 УК РК) 1 
Обвинения в совершении административных правонарушений 29 
Обвинения в нарушении законодательства о труде (ст. 87 КоАП РК) 1 
Обвинения в распространении ложных сведений о кандидатах, политических 
партиях (ст. 100 КоАП РК) 

 
5 

Обвинения в нарушении условий проведения предвыборной агитации (ст. 105 
КоАП РК) 

 
2 

Обвинения в изготовлении и распространении анонимных агитационных 
материалов (ст. 106 КоАП РК) 

 
2 

Обвинения в нарушении порядка объявления выходных даны (ст. 350 КоАП РК) 6 
Обвинения в нарушении норм Закона «Об языках», включая нарушения 
соотношения вещания на государственном языке (ст. 342 КоАП РК) 

 
4 

Обвинения в предоставлении заведомо ложной информации (ст. 347  КоАП РК) 1 
Обвинения в разжигании межнациональной розни (ст. 344 КоАП РК) 1 
Обвинения в злостном неповиновении требованиям сотрудника полиции (ч.2 ст. 
355 КоАП РК) 

 
1 

Обвинения в нарушении правил пребывания в РК (ст. 394 КоАП РК) 4 
Обвинения в нарушении законодательства о проведении митингов и собраний (ст. 
373 КоАП РК) 

 
3 

Обвинения в нарушении гражданско-правовых норм 124 
Требования о защите чести и достоинства 113 
Требования о защите права на изображение (ст. 145 ГК РК) 5 
Обвинения в нарушении авторского права 5 
Требования о ликвидации собственника (ст. 49 ГК РК) 1 
Иски СМИ и журналистов по защите своих прав 10 
О предоставлении информации 2 
Оспаривание неправомерных действий исполнительных органов и должностных 
лиц 

 
3 

О защите чести и достоинства 4 
СМИ против СМИ и журналистов 1 
 

 29



 
Нарушения свободы слова в 2000 – 2005 годах 
 
 
 

Нападения на редакции и 
работников СМИ

10
12

21

9

14

22

0

5

10

15

20

25

2000 2001 2002 2003 2004 2005
 

 
 
 

Воспрепятствования в законной 
профессиональной деятельности

22

77

38 42
53

0
10
20
30
40
50
60
70
80

2001 2002 2003 2004 2005
 

 
 

 30



Воспрепятствования 
распространению СМИ

24
33

10

69

0
10
20
30
40
50
60
70

2002 2003 2004 2005

 
 
 

Обвинения в совершении 
уголовных преступлений

22
26

23
21

24

16

0
5

10
15
20
25
30

2000 2001 2002 2003 2004 2005

 
 
 

Гражданско-правовые требования 
к СМИ и журналистам

97

126
141 135

118

0

20

40

60

80

100

120

140

160

2001 2002 2003 2004 2005

 
 

 31


